Различие речи звуков, т.е., фонематического звука — основа для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что услышал. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.
Предлагаемые игра не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.
«Шумящие коробочки»
Взять 2 небольшие коробочки из, пластика, картона, металла и т.д. Наполнить различными сыпучими материалами: песок, крупа, скрепки, пуговицы, кнопки и т.д. Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
«Чудо звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибор, весеннюю капель, шум дождя, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.
Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Слушайте звуки на прогулке:
Зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра.
Весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра .
Летом – как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары.
Осенью – шумит дождь, шуршат листья.
В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и другие.
«Что как звучит»
Сделайте с ребенком «волшебную палочку», постучите палочкой по любым предметам «Скажи. Покажи, проверь, что звучало. Что звучало с начала, что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадается ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.
«Где позвонили?»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли ведущего.
Отработка ритмических структур.
Вы задаете темп, отстукивая его рукой, например: два удара пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.
«Громко – тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог, или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.
Варианты игры:
Придумайте или вспомните каких – то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрываете небольшие диалоги, узнайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Слоги местами поменяем – имя узнаем.
Предложите ребенку поменять местами слоги, чтобы получились имена:
ЛЯ – КО (Коля), НЯ – ВА (Ваня), НА – ЛЕ (Лена), БА – ЛЮ (Люба)…
Стихи читаем – слоги ударяем.
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивает его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый звук — один раз), на каждом слове рука или нога меняются.
Песню запеваем — слоги ударяем.
Нужно вместе с ребенком петь хорошо знакомую песню и одновременно отстукивать ритм по слогам.
Загадки – добавлялки или рифмовочки.
Поздним летом в огород, собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали – отгадай?
Где весною было пусто, летом выросла…(капуста)
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…(укроп)
Собираем мы в лукошко, очень крупную…(картошку).
А.А.Калугина, учитель-логопед