Играем – фонематический слух развиваем

Различие речи звуков, т.е., фонематического звука — основа для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что услышал. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется  со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.

Предлагаемые игра не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.

                                 «Шумящие коробочки»

Взять 2 небольшие коробочки из, пластика, картона, металла и т.д. Наполнить различными сыпучими материалами: песок, крупа, скрепки, пуговицы, кнопки и т.д.  Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.                             

    «Чудо  звуки»

        Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибор, весеннюю капель, шум дождя, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.

    Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

    Слушайте звуки на прогулке:

Зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину  морозного утра.

Весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра .

Летом – как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары.

Осенью – шумит дождь, шуршат листья.

   В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и другие.

                                                                           «Что как звучит»

        Сделайте с ребенком «волшебную палочку», постучите палочкой по любым предметам «Скажи. Покажи, проверь, что звучало. Что звучало с начала, что потом?» Дайте  палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадается ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.

                                                                   «Где позвонили?»

        Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли ведущего.

                                                     Отработка ритмических структур.

         Вы задаете темп, отстукивая его рукой, например: два удара пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

     Варианты игры:

  • ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
  • воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.

          «Громко – тихо»

        Попросите ребенка произнести гласный  звук, слог, или слово громко, потом    тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.

        Варианты игры:

    Придумайте или вспомните каких – то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрываете небольшие диалоги, узнайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

                         Слоги местами поменяем – имя узнаем.

 Предложите ребенку поменять местами слоги, чтобы получились имена:

        ЛЯ – КО (Коля), НЯ – ВА (Ваня), НА – ЛЕ (Лена), БА – ЛЮ (Люба)…

                           Стихи читаем – слоги ударяем.

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивает его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый звук —  один раз), на каждом слове рука или нога меняются.

                          Песню запеваем —  слоги ударяем.

Нужно вместе с ребенком петь хорошо знакомую песню и одновременно отстукивать ритм по слогам.

                                   Загадки – добавлялки  или рифмовочки.

 

                    Поздним летом в огород, собирается народ.

                    Зрел все лето урожай, что собрали – отгадай?

                   Где весною было пусто, летом выросла…(капуста)

                   Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…(укроп)

                   Собираем мы в лукошко, очень крупную…(картошку).

А.А.Калугина, учитель-логопед